search

08.04.2024 09:19:00

Развитие

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРЕКАХ ГОСКОРПОРАЦИИ РОСТЕХ

Для повышения интереса к инженерно-техническим специальностям и подготовки высококвалифицированных кадров Корпорацией взят вектор на построение и усиление сквозной системы - «школа – ВУЗы/СПО – предприятие/конструкторское бюро», с гарантированным трудоустройством на предприятиях.  Это позволяет сократить качественный разрыв между требованиями работодателей к молодым специалистам и действующим уровнем подготовки студентов.

КАКИЕ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОРПОРАЦИИ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАБОТНИКОВ

Корпорацией и ее организациями реализуются программы подготовки инженеров нового поколения на образовательно-профессиональных треках Корпорации «Крылья Ростеха», «Код Ростеха», «Ростех.Биотехмед», «Ростех.Качество» (далее – Треки), в которых Корпорация и ее организации также выступают индустриальными партнерами. В 16 вузах России в рамках треков уже учится порядка 20% детей работников от общего количества студентов треков.

Все студенты Треков трудоустраиваются на предприятия Корпорации с 1 курса обучения! Всем студентам Треков предоставляется социальная поддержка в виде обязательных и мотивационных выплат за учебные достижения, в том числе повышенная стипендия при оценках выше 4 баллов и стипендия от вуза, оплаченное общежитие и транспортная карта, разовые выплаты за знание английского языка и иная поддержка согласно Единым стандартам корпоративной социальной политики, реализованным на предприятии-работодателе.

Организации Корпорации приветствуют поступление детей/внуков работников.  Не обязательно продолжать дело отца или деда на конкретном предприятии, главное – развиваться в ключевых высокотехнологичных отраслях промышленности под эгидой Корпорации.  

Трек «Крылья Ростеха» -  https://rostecwings.ru/

 Подготовка инженерно-технических специалистов для предприятий авиастроения. В процессе подготовки инженеров учтены все требования будущих работодателей

Проект «Крылья Ростеха» направлен на:

  • сокращение качественного разрыва в кадровом обеспечении организаций авиационной отрасли и Корпорации посредством «бесшовной» подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателей;
  • повышение процента детей работников Корпорации, остающихся в авиационной отрасли;
  • уменьшение финансового бремени организаций Корпорации на «доучивание» за свой счет специалистов до стандартов качественной подготовки;
  • активное вовлечение в проект региональных вузов, создание возможности для удержания квалифицированных кадров в регионах.

МАИ – ключевой ВУЗ-партнер проекта «Крылья Ростеха», в том числе в рамках образовательной, методической и экспертной поддержки. 

Проект «Крылья Ростеха» реализуется в 15 вузах в г. Москве (2 вуза), Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Самаре, Рыбинске, Новосибирске, Перми, Иркутске, Улан-Удэ, Ульяновске, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Новгороде, Омске. Всего за период 2020-2023 гг. в проекте обучаются 994 человека.

Основными принципами обучения являются сочетание технических курсов с работой на предприятиях авиационного комплекса под руководством наставников, индивидуальные образовательные траектории для студентов (комбинация учебы, работы и проектной деятельности), применение гибких подходов (интеграция требований работодателей в учебные программы, в том числе в рамках изучения ИТ-компетенций и английского языка, приглашение экспертов из отрасли, методологическая поддержка со стороны ИТР предприятий АК).

Все студенты пилотных групп проекта трудоустроены в организации Корпорации АК (ОАК, ВР, ОДК, КРЭТ, Технодинамика) с 1 курса, получают стипендию, социальный пакет и осваивают от 1 до 2 рабочих профессий в целях погружения в специфику отрасли.  

Набор в 2024 году проводится по 10 направлениям (как в рамках бакалавриата, так и специалитета):

11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы (специалитет)

15.05.01 Проектирование технологических машин и комплексов (специалитет)

24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей (специалитет)

24.03.04 Авиастроение (бакалавриат)

09.03.04 Программная инженерия (бакалавриат)

27.05.01 Специальные организационно-технические системы (специалитет)

16.03.01 Техническая физика (бакалавриат)

15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавриат)

24.05.05 Интегрированные системы летательных аппаратов (специалитет)

24.05.07 Самолето-вертолетостроение (специалитет)

Трек «Код Ростеха» - https://priem.mirea.ru/code_rostech/

Департаментом управления персоналом Корпорации проведен анализ среди организаций Корпорации на предмет потребности в специалистах в области ИТ на краткосрочную и среднесрочную перспективы с учетом их профессиональной квалификации по приоритетным направлениям подготовки в образовательных учреждениях. В исследовании приняли участие 210 организаций, включая 30 ХК/ОПУ/Групп компаний в 47 регионах присутствия организаций Корпорации. В ходе анализа выявлено, что потребность в ИТ-специалистах испытывают 204 организации по 40 основным должностям/ специальностям в сфере ИТ технологий.  До 2026 года в организации Корпорации требуется более 5 тысяч ИТ-специалистов. Среди образовательных организаций высшего образования, ведущих подготовку по ИТ-специальностям, организации Корпорации выделяют МИРЭА, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МФТИ, ИТМО (г. Санкт-Петербург).

Проект Код Ростеха направлен на подготовку и удержание инженерных кадров в сфере ИТ, в том числе в междисциплинарных областях (ИТ-технологии и ИТ-безопасность, разработка и эксплуатация ПО и др.), способных создавать новые технологические решения и оборудование (программно-аппаратный комплекс), а также повышение качества подготовки кадров в области ИТ-технологий как в узкоспециализированных, так и в междисциплинарных областях (робототехника, геоинформационные технологии, языки программирования (умение соединять между собой до 40 программ), 3D моделирование, ИТ-архитектура, ИТ-безопасность и др.).

 С 2024 года подготовка пилотных групп будет вестись в интересах организаций, входящих в АО «ОПК», АО «НПО «Высокоточные комплексы», АО «ОДК», АО «КРЭТ», с участием ключевых вузов-партнеров (МИРЭА, ЮФУ, ТулГУ, РГАТУ, НГТУ, ЛЭТИ) по следующим направлениям:

09.03.01 Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)

11.03.03 Конструирование и технология электронных средств (бакалавриат)

11.03.04 Электроника и наноэлектроника (бакалавриат)

01.03.02 Прикладная математика и информатика (бакалавриат)

11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы (специалитет)

11.03.01. Радиотехника (бакалавриат)

 Трек «Ростех.Биотехмед»

Департаментом управления персоналом Госкорпорации Ростех проведен анализ потребности организаций Корпорации в специалистах в области биотехнологий и разработки, производства и реализации медицинской техники, а также требований к их подготовке, специализации и квалификации. В опросах принимало участие 97 организаций из 13 ХК в 15 субъектах РФ. Планируемая до 2026 г. потребность организаций Корпорации в специалистах в области разработки, производства, реализации и применения медицинской техники составляет более 270 чел. Из них наибольшая потребность (более 130 человек) ожидается по следующим направлениям подготовки: Электронные и оптико-электронные приборы и системы (12.05.01), Технология машиностроения (15.03.01), Биотехнические системы и технологии (12.03.04). Планируемая до 2026 г. потребность организаций Корпорации в специалистах в области биотехнологий составляет 162 чел. Наибольшая потребность (105 человек) ожидается по следующим направлениям подготовки: Промышленная фармация (33.04.01), Биотехнология (19.03.01), Биология (06.03.01).

Трек «Ростех.Биотехмед» направлен на подготовку и удержание инженерных кадров в области разработки и серийного выпуска современных информационных медико-технических систем и оптико-электронных комплексов.

Выпускники программы - специалисты в области производства медицинского оборудования, обладающие знаниями, навыками и умениями на пересечении таких областей как приборостроение, электроника, программирование, лазерная медицинская техника, машинное зрение, компьютерное моделирование, оптико-электронные системы, технические методы и средства диагностических исследований и лечебных воздействий и др.

Подготовка инженеров-интеграторов проходит в МГТУ им. Н.Э.Баумана в интересах АО «ШВАБЕ», АО «Техмаш» и АО «КРЭТ» по направлениям:

12.05.01 «Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения» (специалитет)

12.03.04  «Биотехнические системы и технологии» (бакалавриат)

Помимо обучения в МГТУ им. Баумана студенты программы получат возможность получить дополнительные навыки и знания в рамках практических курсов по выбору на базе крупных российских медучреждений – Первой градской больницы им. Н. И. Пирогова, ВНИИ испытательной медицинской техники, Первого медицинского университета им. И. М. Сеченова.

Трек «Ростех. Качество»

Реализация программы обусловлена значительной потребностью организаций Корпорации в высококвалифицированных специалистах по качеству и направлена на подготовку Инженеров по качеству с учетом отраслевой специфики (авиастроение, машиностроение, радиоэлектроника, химия/фармацевтика). Образовательная программа реализуется в рамках междисциплинарного подхода, что позволит в дальнейшем сократить качественный разрыв между требованиями работодателей к специалистам и действующим уровнем подготовки студентов, а также улучшить качество процессов создания продукции и повысить ее надежность.

 Ключевые компетенции выпускника Программы – инженера по качеству:

  • способен разрабатывать, внедрять и поддерживать систему менеджмента качества в организации;
  • способен контролировать соответствие качества продукции (работ, услуг) установленным требованиям;
  • владеет основами проведения аудитов СМК;
  • способен выполнять мероприятия в рамках сертификации АТ (отраслевая специфика - авиастроение);
  • владеет основами проведения аудитов Фармацевтической Системы Качества (ФСК) (отраслевая специфика - химия/фармацевтика)
  • способен выполнять мероприятия по валидации (квалификации) фармацевтического производства (отраслевая специфика - химия/фармацевтика).

 Подготовка пилотных групп с 2024 года будет проходить в интересах: АО «ОПК», АО «КРЭТ», АО «НПО «Высокоточные комплексы», АО «НПК «Техмаш», ООО «РТ-Капитал», ООО «СТАН», АО «Технодинамика», АО «Швабе», АО «Нацимбио», АО «ОДК» и с участием ключевых вузов-партнеров (ФГБОУ ВО "РТУ МИРЭА", ФГБОУ ВО "Станкин", СПбГЭТУ "ЛЭТИ", ФГАОУ ВО "ПНИПУ").

 Набор 2024 года планируется проводить по следующим направлениям подготовки:

27.03.02 «Управление качеством» (бакалавриат, «РТУ МИРЭА», «Станкин», СПбГЭТУ «ЛЭТИ») (бакалавриат)

27.04.02 «Управление качеством» (магистратура, ФГАОУ ВО "ПНИПУ") (магистратура)

КАК ПОСТУПИТЬ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕКИ КОРПОРАЦИИ

  • Март-июнь: выбрать организацию-будущего работодателя студента с 1 курса

Смотри приложение «Треки Ростеха: вузы_организации»

  •  с 1 мая:

А) подать заявку на целевое обучение через платформу «Работа в России» и получить подтверждение от организации-будущего работодателя или подать заявку в бумажном виде в организацию-будущему работодателю. Абитуриент может подать только 1 заявку на целевое обучение на 1 Трек. При этом, у него остается право подать документы параллельно на обычное бюджетное обучение (не целевое) и, в случае недобора студентов на Треках, предприятия могут пригласить студентов с бюджетного обучения перейти на целевое. Если абитуриент понимает, что для поступления на Трек баллов не хватает, рекомендовано поступать на обычное целевое обучение вне Треков Корпорации по другим направлениям подготовки и параллельно прорабатывать вопрос с ответственными от организаций Корпорации, курирующими Треки, возможности поступления на Трек в рамках дополнительного набора.

Договор целевого обучения будет заключен в августе после зачисления на образовательную программу.

Б) При наличии, на предприятие необходимо предоставить дополнительную информацию и портфолио. Предприятие само указывает, как предоставить портфолио и информацию – по электронной почте, лично, через определенный сайт заявок и др.:

  • информацию о родстве с работником организации Корпорации
  • информацию о родителях-участниках СВО
  • Портфолио необходимо, если имеет место:
  • Победа/призёрство абитуриента в Многопрофильной олимпиаде «Звезда» по соответствующим направлениям/темам профиля «Техника и технологии» (важно для поступления на любой Трек) или Олимпиада школьников «Шаг в будущее» (важно для поступления на трек «Ростех.Биотехмед»)
  • Победы абитуриента в:
  • Региональных этапах всероссийских олимпиад школьников за 10 и 11 классы по предметам: физика/информатика, математика, иностранный язык*
  • Олимпиадах за 10 и 11 классы по инженерным и техническим профилям // Предметных олимпиадах по физике/информатике и математике*
  • Корпоративных профориентационных чемпионатах предприятия-работодателя, например Профориентационный чемпионат по физике «Построй карьеру в ОДК», «Сила Света», «Время винтокрылых», «Курс на взлет» и др.
  • Выпуск абитуриента из инженерного класса, партнером которого выступают Корпорация и/или организации Корпорации. (Инженерные классы: в Москве – в рамках проекта «Инженерные классы в московской школе» (в т.ч. авиа-, космические, биотехмед- и IT классы в партнерстве с организациями Корпорации Ростех) и в рамках проекта «IT-класс в московской школе», в регионах – в рамках проекта «Инженерные авиа- и судоклассы».)

Иные достижения абитуриента (просто участие в профориентационных мероприятиях, защита проектов в рамках конференций инженерных классов, ведение научно-популярного блога для многочисленной аудитории, рекомендации и отзывы преподавателей и наставников технических кружков, секций и профпроб, успешный запуск самодельного летательного аппарата во дворе дома и др.) подтверждают заинтересованность абитуриента в выбранной области профессионального развития, однако не дают преимуществ при поступлении в виде баллов.

 * Перечень олимпиад, победа/призерство в которых дает преимущество при поступлении на Треки, утвержден Минобрнауки РФ - https://postupi.online/journal/novosti-olimpiad/olimpiadi-rsosh-2022-2023/

  •  Июнь-июль:

- подать документы в приемную комиссию вуза с учетом Порядка приема в каждом вузе и установленных сроков и предоставить при поступлении целевой договор (если он заключен до 1 мая 2024 года)

- сдать вступительные испытания:

А) Экзамены (июнь 2024)

Если абитуриент закончил школу, то он сдает ЕГЭ, профильные для поступления на конкретный Трек

Если абитуриент закончил СПО (техникум, колледж, производственно-учебный центр, в случае обучения на базе колледжа), он сдает:

  • либо внутренние экзамены ВУЗа (в зависимости от программы каждый ВУЗ сам устанавливает формат и набор внутренних экзаменов для выпускников СПО или предусматривает поступление на программу только по результатам сдачи ЕГЭ).
  • либо профильные ЕГЭ: физика/информатика, математика, русский язык

Б) Мотивационный опрос (20-е числа июня)

Точная дата опроса будет разослана абитуриентам ответственными за набор студентов от предприятий. Мотивационный опрос можно будет пройти он-лайн на платформе Академии Ростеха (ссылка будет выслана в день опроса) с любого мобильного устройства или компьютера, подключенного к сети Интернет. Ссылка будет действовать 24 часа, однако, с момента захода/старта опроса студенту дается одна попытка ответить на вопросы в течение 20 минут.

  •  Июль: предприятия Корпорации Ростех рассматривают заявки на целевое обучение с учетом порядка, предусмотренного в нормативных актах РФ, и предоставленной от абитуриентов информации.
  •  Конец июля: абитуриент ждет зачисления на программу + подает оригинал документа об образовании в установленные ВУЗом сроки
  •  1-31 августа – заключение договора с предприятием-работодателем о целевом обучении.

 КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕКИ КОРПОРАЦИИ

Знакомство школьников и студентов с рабочими и инженерными профессиями для более осознанного выбора Трека, а также возможность попробовать свои силы по направлениям будущих профессий предоставляется школьникам в рамках широкого круга мероприятий Корпорации и ее организаций. Следить за мероприятиями можно на официальных сайтах и в социальных сетях интересующих предприятий/холдинговых компаний, а также самих мероприятий.

  •  Организации Корпорации проводят профпробы, экскурсии и ознакомительные лекции в рамках Профминимума на базе проекта «Билет в будущее», Всероссийской акции «Неделя без турникетов», Программ и проектов «Российское Движение Детей и Молодёжи «Время Первых», Фестиваля «Наука 0+», ФГБУ культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»;
  • Корпорацией ежегодно организуются профориентационные мероприятия и юниорская лига в рамках Чемпионата рабочих и инженерных профессий Государственной корпорации «Ростех» - «Время первых». В чемпионате участвуют лучшие работники организаций Корпорации, студенты и школьники подшефных образовательных учреждений.
  • Эксперты организаций Корпорации организуют образовательные программы и смены в образовательных детских центрах, в том числе в сети детских технопарков «Кванториум», Образовательном центре «Сириус», образовательных детских центрах «Артек», «Орленок», «Океан»;
  • Проводятся корпоративные научные конкурсы, олимпиады и чемпионаты («Сила Света» АО «Швабе», «Построй карьеру в ОДК», Время винтокрылых», «Курс на взлет», «Калашников-технофест»).

Часто задаваемые вопросы от предприятий

  • Ребенок работника из одного региона России может поступить на Трек в Москве или ином регионе России?

Да, любой ребенок (сын/дочь, внук/внучка, племянник/племянница, брат/сестра) работника любой организации, входящей в периметр Корпорации, рассматривается в приоритетном порядке при поступлении на любой Трек в любой вуз-участник Треков. Абитуриент может подать только 1 заявку на целевое обучение на 1 Трек. При этом, у него остается право подать документы параллельно на обычное бюджетное обучение (не целевое) и, в случае недобора студентов на Треках, предприятия могут пригласить студентов с бюджетного обучения перейти на целевое. Если абитуриент понимает, что для поступления на Трек баллов не хватает, рекомендовано поступать на обычное целевое обучение вне Треков Корпорации по другим направлениям подготовки и параллельно прорабатывать вопрос с ответственными от организаций Корпорации, курирующими Треки, возможности поступления на Трек в рамках дополнительного набора.

  • Предприятие должно оплачивать обучение детей работников?

Обучение проводится на бюджетной основе, организации-участники Треков, ответственные за набор абитуриентов на Трек и их трудоустройство, оплачивают дополнительные программы обучения в рамках Треков и стипендии. Список организаций-участников Треков Корпорации перечислены в файле «Треки Ростеха: вузы_организации».

  • Предприятие должно трудоустраивать детей работников после обучения?

Нет, это делают только те предприятия, которые являются официальными участниками Треков Корпорации – заказчиками целевого обучения, перечисленным в файле «Треки Ростеха: вузы_организации».

  • Предприятие может трудоустроить детей работников после обучения на треках?

Может, в случае если само предприятие является официальным участником Трека-заказчиком целевого обучения.

  • Ребенок может поступить только на Трек по профилю родителя?

Нет, ребенок может поступить на любой Трек вне зависимости от профиля деятельности предприятия, входящего в Корпорацию, где работает его родственник.

  • Нужно ли предприятию бронировать целевые места по квоте под данных детей?

Нет, квоты заявляются организациями-будущими работодателями (официальные участники Трека) согласно целевому договору.


Участники проекта «Инженерные Авиа-классы» (на конец 2023 г.)

Республика Бурятия

Авиа

Лицей №27 г. Улан-Удэ

Республика Бурятия

Авиа

Гимназия №33 г. Улан-Удэ

Республика Бурятия

Авиа

Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ

Республика Бурятия

Авиа

Средняя общеобразовательная школа №32 г. Улан-Удэ

Республика Бурятия

Авиа

Средняя общеобразовательная школа №7 г. Улан-Удэ


 По всем вопросам обращайтесь в отдела подбора и адаптации персонала 

8 3012 44-15-95