search

13.09.2018 10:43:00

Новые проекты

Как раскрутить гражданку

Дмитрий Пивоваров: «Мы сами должны развиваться и выделиться на общем фоне»  

«Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» могло бы застрять в своем славном историческом прошлом как проводной телефон, оказавшийся тупиковой ветвью в отрасли связи. Если бы не новая команда менеджеров, пришедшая на смену старой, «приборка» разделила бы участь многих промышленных предприятий, не нашедших себя в условиях рыночной экономики. Не помог бы даже спасительный оборонный заказ, благодаря которому приборостроительное объединение дотянуло до наших дней.

Коммерческий директор Дмитрий Пивоваров рассказывает «МК» в Бурятии», что диверсификация производства «Улан-Удэнского приборостроительного объединения», а проще говоря – выход на продукцию гражданского назначения, была единственным шансом на спасение предприятия и его коллектива от незавидной участи. И, это, похоже, удается.

- Когда я приехал в 2017 году на предприятие, здесь не было даже отдела маркетинга, - говорит Дмитрий Владимирович. – Поэтому пришлось начинать с нуля, изучать возможности завода, сканировать рынок на выявление тех направлений в гражданской сфере, которые бы могли приносить деньги предприятию. Передо мной стояла сложная задача: поиск партнеров и рынка сбыта.       

Сразу скажем: работа стала приносить плоды. Если в 2016-м и 2017-м годах доля гражданской продукции на «Улан-Удэнском приборостроительном производственном объединении» равнялась нолю, то по итогам не завершившегося еще 2018 года – 43 процента. Ниша, словно пустой сосуд, была заполнена, в том числе, благодаря такому прорывному проекту, как производство «умных» счетчиков для энергетического сетевого хозяйства Сибири и Дальнего Востока.

Со дня заключения договора о сотрудничестве с Новосибирским научно-производственным объединением «РиМ», о чем активно писала местная пресса, на предприятии выпущено уже 30 тысяч счетчиков с разной степенью их производственной локализации.

 - Люди должны знать, что речь не идет о производстве счетчиков с нуля – от и до. Наше участие в них составляет пока незначительную долю, но со временем она обязательно возрастет, - поясняет Дмитрий Пивоваров. - Мы получаем из Новосибирска комплектующие изделия, занимаемся здесь их сборкой, спайкой, добавляя свое участие. А затем реализуем потребителям – сетевым хозяйствам, до которых нам, в отличии от Новосибирска, рукой подать. Это выгодно и надежно. И это нормальная практика, которая применяется во всем мире. К примеру, Улан-Удэнский авиационный завод производит свою авиационную продукцию из комплектующих (в том числе, и наших), поставляемых на предприятие с различных заводов России. Так и с счетчиками...

 Дмитрий Пивоваров рассказывает, что задача максимум – не только загрузить предприятие работой, но и вытеснить с рынка Сибири и Дальнего Востока аналогичную продукцию китайского производства – насколько это вообще возможно. Задача более, чем патриотичная, учитывая промышленную экспансию мощного соседа, который только и норовит, как воспользоваться слабиной российских товаропроизводителей. В пользу «умных» счетчиков от «У-УППО» говорит их качество, которое даже с учетом цен, в конечном итоге обеспечит гораздо более длительную их эксплуатацию – без ремонта и замены комплектующих.  А значит, по итогу, выйдут дешевле «китайских».

- Докупать ничего не придется, менять ничего не придется. Мы за счет этого и станем дешевле. Продукт не простой – умное решение высокого уровня, интеллектуальная разработка.

Об уверенном росте промышленного производства на предприятии говорят и такие цифры. Если в 2016 году выручка на «У-УППО» составляла 966 миллионов рублей, то в 2018-м она превысит 1.5 миллиарда рублей. И это - несмотря на сокращение объемов оборонного заказа.

Собственно, сокращение «оборонки» и заставляет сегодня «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» активно развивать гражданское направление деятельности. А «гражданка» - дама упрямая. Это «оборонзаказ», образно говоря, спускается сверху, как манна небесная – здесь вам и гарантированная загрузка, и такая же гарантированная отгрузка потребителям. Ничего дополнительно придумывать тут не надо, требуется только строгое соблюдение качества и объема. Другое дело – «гражданка». Мало просто договориться с партнерами, разместить у себя заказ и произвести продукцию. Ведь, в чем отличие оборонзаказа от «гражданки»? Никто не гарантирует ее продажу. Отсюда – создание коммерческой службы и усиление службы маркетинга.

 - Мы не можем работать «на склад», - поясняет Дмитрий Пивоваров. –  Все, что произвели, необходимо продать потребителю. К примеру, как это произошло с нашим нынешним партнером – компанией «Россети», подразделения которого представлены и в Бурятии, и в соседних сибирских регионах. Теперь мы не только поставляем им свои счетчики, но и берем на себя гарантийное и техническое послегарантийное обслуживание. Выгодно? Выгодно!  

 Конечно, «оборонка» с предприятия никуда не денется. Учитывая консерватизм авиационной техники это обеспечит предприятие гарантированными заказами на ближайшую перспективу. Но технологии не стоят на месте, и даже самый надежный датчик в самом надежном вертолете когда-то потребует замены на более совершенный. Сможем ли мы в нужный момент перестроиться?

«Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», хоть и является одним из старейших в России (построен в 1960 году), среди других ему подобных считается середнячком.

 - Особыми технологиями и мощностью похвастаться сейчас мы не можем, - признается Дмитрий Пивоваров. - Поэтому надо думать о завтрашнем дне и, развиваясь технологически для обеспечения нужд обороной промышленности, научиться конкурировать еще и в гражданской сфере, открывая для себя новые рынки, участвовать в конкурсах и тендерах, в региональных и федеральных целевых программах, то есть делать то, что наши предшественники по объективным причинам не делали и не умели делать. Ведь, если оглядеться по сторонам – рядом с Бурятией - Иркутск, Красноярск. А если на федеральном уровне - конкуренция еще больше. Ждать, что кто-то придет и принесет в наш регион много денег не стоит. Нужно самим проявлять активность. Надо менять мировоззрение. Мы сами должны развиваться и выделиться на общем фоне. И если мы не покажем, на что способны, так и останемся в «середняках». Это в лучшем случае.

 Дмитрий Пивоваров рассказывает, что сфер для приложения деятельности много. Теоретически «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» способно обеспечить своей продукцией различные движущиеся агрегаты, такие, как станки, лифты, самолеты, вертолеты. Список можно продолжать.

 Тем временем, шаги предприняты. В начале сентября «У-УППО» посетила делегация инновационной российской компании «IDM Plus» (г. Москва, Зеленоград), которая ведет перспективные разработки в сфере датчиков и преобразователей углового положения.

 - Объединив усилия с компанией «IDM Plus», мы сможем вести разработку и серийно производить современные датчики угла и положения, которые способны трансформировать аналоговый сигнал в цифровой. Эти датчики применяются в авиационной промышленности, станковом машиностроении и в лифтостроении. Это перспективный проект, который мы готовы принять к реализации.  

 Но одно дело – умные приборы, на производство которых объединение заточено, что называется, по умолчанию. Другое дело – перспектива участия в производстве… инвалидных колясок.

 - Мы действительно ведем переговоры с российским производителем АНО «Катаржина», предлагая этой компании свое участие в изготовлении комплектующих для инвалидных колясок, их сборки, а также совместное продвижение продукции.

 Все, что нужно знать пока об этом проекте связано, во-первых, в настоящее время изучаем рынок сбыта этой продукции, а, во-вторых, с вышеупомянутой конкуренцией с вездесущими китайскими производителями, которые поставляют в Россию достаточно дешевые коляски, жизненный цикл которых зачастую не выдерживает никакой критики.

 - Из-за доступной цены покупают китайское, но оно быстро выходит из строя. Мы в партнерстве с «Катаржиной» сможем производить качественные инвалидные коляски широкого спектра – надежные и с большим сроком эксплуатации, - поясняет Дмитрий Пивоваров. - Для этого изучаем потребности и возможности рынка, ведем переговоры с учреждениями социальной сферы. То есть, занимаемся тем, что и входит в понятие маркетинг. 

 Отметим, что реновация «Улан-Удэнского приборостроительного производственного объединения» проходит в непростых условиях. В этом процессе главное не затормозить, не смутиться и не растеряться от неизбежной критики и такой же неизбежной оптимизации производства. Дорога в будущее всегда чревата трудностями.

 - Мы идем на изменение, как структурное, так и качественное, а, значит, берем на себя ответственность за судьбу предприятия и его коллектива. Новые проекты – это возможность быстро и безболезненно перестроится, встать на новые рельсы производства продукции гражданского назначения, уверено оставаясь в обойме оборонных предприятий России и работать на нужды экономики Бурятии. 

 Станислав Белобородов, «МК» в Бурятии», 12-19 сентября, 2018 года